После того, как товар представлен к перевозке, он считается грузом. И на первый план выступают уже не его потребительские характеристики, а транспортные свойства. Именно они определяют условия и способ перевозки, хранения, обработки. Это такие свойства, как вес груза (в ряде случаев фигурирует масса груза), его габариты, характер (опасный/неопасный) и т. д. По совокупности данных признаков выделяют различные виды грузов, от которых, в свою очередь, зависят виды грузовых перевозок.
Подготовка к перевозке
Прежде, чем отправить товар или материал в путь, ему придают транспортабельное состояние. Груз упаковывают в тару, обладающую достаточной прочностью и способную выдерживать перегрузку в пунктах обработки и перевалки. Упаковка должна быть рассчитана на объем груза и вместе с тем быть компактной, а также недорогой и легкой. Чтобы назначить тот или иной тарифный класс груза и определить размер транспортной оплаты, разработана единая классификация грузов, с которой тесно связана и классификация грузовых перевозок.
В тарифной номенклатуре грузы делят по происхождению (промтовары или продукция сельского хозяйства), физико-химическим свойствам (хорошо хранящиеся и скоропортящиеся грузы), технологии перевозки (наливные, сухие), форме предъявления к перевозке (навалочные, наливные, штучные грузы).
Категории грузов применительно к особенностям перевозки
Виды грузов и виды перевозок тесно связаны, поэтому следует выделить ряд категорий, объединенных общими характеристиками. Во-первых, это грузы, которые опасны возможным смещением. Сюда входят незерновые навалочные, зерновые, лесные и генеральные (металлопродукция, техника и т. д.)
В категорию режимных грузов входят скоропортящиеся и нескоропортящиеся продукты (перевозка скоропортящихся грузов осуществляется спецтранспортом).
Отдельно выделяют опасные грузы: взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, окисляющие вещества, радиоактивные вещества и т. д. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом и другими способами осуществляется в соответствии с требованиями, которые содержат правила перевозки опасных грузов.
Наконец, четвертая категория – наливные грузы: химические, нефтепродукты, сжиженные газы и пищевые грузы.
Характеристика грузов учитывается и при выборе способа перевозки. Например, штучные товары транспортируют в бочках, мешках, ящиках, тюках. Навалочные (щебень, уголь, сахар) – без тары. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов (сюда входят и негабаритные грузы) осуществляется в укрупненных грузовых единицах – трейлерах, контейнерах, пакетах и т. д. Перевозка опасных грузов – в пожаровзрывозащищенных контейнерах и цистернах. В перечень грузов, требующих особых условий транспортировки, также входят товары пылящие, издающие специфические запахи, воспринимающие посторонние запахи и т. д.
Перевозка опасных грузов
Правилами перевозки опасных грузов определено, что они должны транспортироваться отдельно, не «смешиваться» ни с какими другими товарами. Нарушение этой нормы способно обернуться порчей груза или потерей его товарных качеств. В целом дабы избежать подобных негативных ситуация ориентируются на коды грузов, по которым можно определить, к какой именно категории относится товар либо материал. Применительно к совместной перевозке различают грузы с агрессивными свойствами, подверженные агрессивному воздействию и нейтральные.
Что касается перевозки опасных грузов, транспорт для них должен быть не только подобран соответствующим образом, но и квалифицированный водитель, имеющий допуск на перевозку таких товаров.
Обычно перевозят опасный груз автомобильным транспортом. В данном случае он в большей степени находится под контролем водителя либо экспедитора, а также имеет большую степень изолированности по сравнению, например, с железнодорожным, морским или авиационным транспортом. Автомобильные перевозки опасных грузов выгодны еще и потому, что объемы таких грузов обычно невелики. И использовать для железнодорожный состав или морское судно нецелесообразно. Ведь перевозить вместе неопасные и опасные грузы правила, как мы уже говорили, запрещают.
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов
А вот крупногабаритные и тяжеловесные грузы доставляют обычно по морю или «железке». В данном случае перевозка крупногабаритных грузов наиболее эффективна и удобна. Это касается и перевалки, и комплектования партии, и расходов на аренду площадей транспортного средства.
Кроме того, железнодорожные перевозки негабаритных грузов позволяют доставлять их в географические точки, удаленные от морских портов, поскольку ж/д сеть развита достаточно хорошо. Конечно, она уступает сети автодорог и магистралей, но не всякий тяжеловесный груз может принять на свою платформу даже многоосный тягач. Кроме того, автотрассы часто проходят под эстакадами, через тоннели и т. д. Многие из них могут стать непреодолимым препятствием: перевезти через них крупногабаритный груз в ряде случаев просто невозможно. Таким образом, все негабаритные перевозки должны сопровождаться предварительным анализом маршрута, выявлением узких мест, составлением оптимальной карты движения. Возможно, для перевозки негабаритных грузов потребуется использовать не один, а несколько видов транспорта (например, сначала морской, затем – железнодорожный, после – автомобильный).
Выбор грузоперевозчика
Подбирая грузы и транспорт, можно долго самостоятельно выбирать компанию по транспортировке. Но проще объявить, что в вашем распоряжении – свободный груз, то есть его доставка может быть осуществлена любым автопредприятием и даже частным лицом. Останется лишь выбрать из поступивших предложений и заключить договор, связанный с грузом и его транспортировкой.